Суженый, ряженый, приди ко мне наряженный…

Как проводил в прошлом самые добрые и радостные праздники Новый год и Рождество Христово коренной народ нашей республики – коми – об этом наш увлекательный рассказ.

Новогодние торжества в старину у коми начинались с празднования Рождества Иисуса Христа (по старому обычаю он отмечался 25 декабря) – Рӧштво лун. Следующий после этого 12-дневный период от Рождества до Крещения Господня 6 января (ныне отмечается 19 января) назывался святым или святками. Празднование Нового года первого января (по новому стилю 14 января) приходилось на день, когда православная церковь отмечает память Святителя Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадокийской, поэтому у коми он назвался Василей лун – Васильев день.

 

Куття лун

Накануне Рождества 24 декабря (по новому стилю шестого января) отмечалось Навечерие Рождества Христова (сочельник). У коми он назывался куття лун, потому что в этот день было принято готовить кутью – блюдо из вычищенных ячменных зёрен. В сочельник верующие держали строгий пост: запрещалось употреблять в пищу продукты животного происхождения, поэтому ели накануне только кутью.

 

Славословия Христу

Рождество отмечалось ночными церковными богослужениями, после которых жители сёл и деревень уже днём собирались вместе и славили приход в мир Спасителя. Они ходили обычно группами, держа в руках свечи и вырезанные из разноцветной бумаги звёзды. Звезда символизировала небесное тело, вспыхнувшее и горевшее ярким светом, согласно Евангелию, в дни рождения Иисуса Христа.

Зачастую славословия Богу в коми сёлах сопровождались колядованием (у ижемских коми они назывались машкуритчӧм). Люди (чаще всего дети и молодёжь) ходили в это время по домам односельчан, нарядившись в маскарадные костюмы, плясали, пели, славили Бога и жильцов дома, в который заходили. Хозяева в ответ одаривали весёлых гостей шаньгами, рыбниками, сладостями, а порой и деньгами.

Маскарадные костюмы были самыми разнообразными. Например, некоторые надевали вывороченную наизнанку овчинную шубу, а у северных коми – старую облезлую малицу. На голову надевали лохматую шапку, на ноги – рваную обувь, на лицо накидывали вымазанную сажей тряпку или платок, и так ходили по селу. Кто видел одетого подобным образом человека, со смехом убегал от него. Если ряженый в шубе заходил к кому-нибудь в дом, то хозяева его вскакивали на лавки, залезали на полати, прятались за печку и т. п., создавая так общую суматоху и веселье.

 

Вӧрӧжитчӧм

В Рождественскую ночь и Святки одним из любимых развлечений молодёжи становились гадания (по-коми вӧрӧжитчӧм, тунъясьӧм), наблюдения за особенностями зимней природы, погоды. Считалось, например, что если на деревьях пушистый иней, то в новом году будет хороший урожай хлеба, а значит, и достаток в доме. В новогоднюю ночь люди наблюдали за звёздами: если их много на небе, значит, летом будет хороший урожай ягод, а если нет, то уродится только черника.

Девушки увлекались гаданиями о замужестве. Например, ранним утром в день Рождества Христова они с первым скоромным куском еды во рту выбегали на улицу и узнавали имя у первого встречного. Считалось, что их суженого будут звать так же, как этого встречного. Чтобы узнать, в каком направлении живёт будущий жених, они бросали через забор обувку и смотрели, в какую сторону носком она упадёт. Затем девушки специально навзничь падали в снег и рассматривали потом отпечаток. Если у него оказывалось как бы две головы, то девушку в новом году ждёт свадьба, если голова отсутствовала, это считалось признаком скорой смерти.

 

Парни-кони

В другие дни Святок видное место у коми отводилось играм, связанным с ряжением. Повсеместно было распространено переодевание в коня. Например, накануне Васильева дня в нанятой для посиделок избе собиралось до 20 парней, каждый из которых приносил с собой семь шёлковых платков.

Эти платки они наматывали на обе руки, изображая вожжи, повязывали на шею, что означало хомут, привязывали сзади к поясу – это был хвост. Каждый из парней держал в руках колокольчик, прикреплённый к платку. Из числа ряженых выбирали главного «коня», который шёл впереди остальных, выстроившихся в колонну по двое.

Один из ряженых изображал кучера и после того, как все участники маскарада выходили на улицу, гонял плёткой «коней» в течение нескольких часов по селу. Затем ряженые возвращались в избу, и начиналось обычное веселье с песнями и плясками под гармошку, в котором участвовали и девушки. Ряженые парни-кони при этом выступали организаторами веселья.

 

Выбор будущей судьбы

Молодёжные игры в канун Нового года отличались ярко выраженным любовным содержанием. После некоторых песен разбившиеся на пары участники посиделок целовались, что не было принято на обычных посиделках в другие дни. Одним из главных моментов посиделок на Васильев день считалась игра «Выбор на год» (во гoгoрся бoрйoм). Парни во время неё выбирали приглянувшуюся девушку. Выбор этот считался действительным на весь будущий год. Если пара подходила друг другу, то обычно уже осенью молодые играли свадьбу.

 

Вежа пуляк

Начиная с сочельника, родители с наступлением темноты пугали детей злыми духами (куття войса или вежа войса). Якобы эти духи на Рождество выходили из воды и слонялись по земле, могли утащить человека в полынью или прорубь.

Накануне Крещения Господня, вечером, молодёжь опять занималась гаданиями. По поверьям коми, в этот вечер особенно опасна была святочная нечистая сила (куття войся, куття васа, вежа пуляк). После Крещения, согласно народным поверьям, вся эта нечисть уходила обратно в воду, а освящённая Богом вода изгоняла злых духов в преисподнюю. Поэтому крещенская вода считалась целебной. Многие делали проруби (по-коми йӧрдан, от слова Иӧрдан, т. е. река, в которой крестился Иисус Христос) и купались в ней или мыли лицо и руки, уносили воду домой и хранили в течение года, поили домашних животных и птиц, растирали ею больные места на теле, пили вместо лекарства.

 

Интерес и желание

Забавы и гуляния были распространены в рождественские и новогодние дни у коми повсеместно, но имели в каждых сёлах и деревнях свои особенности. В некоторых они существуют и сейчас, хотя, конечно, с развитием культуры и сменой образа жизни народа уже забываются, уходят в прошлое. Используются они лишь во время инсценированных праздников в Домах культуры, клубах. Но какие-то элементы этих народных гуляний можно применять и при встрече Нового года у себя в семье. Как говорится, были бы интерес и желание.

Подготовил Григорий Кожевин
по материалам книги «Традиционная культура народа коми»